Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к епископату, клирикам, монашествующим и мирянам.
6 декабря на внеочередном заседании Священного Синода в Патриаршей резиденции в Переделкине было принято Обращение к епископату, клирикам, монашествующим и мирянам Русской Православной Церкви. Священный Синод Русской Православной Церкви с глубокой скорбью извещает, что 5 декабря 2008 года в Патриаршей резиденции в Переделкино на 80-м году жизни преставился ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Уповаем, что Всещедрый Спаситель мира с любовью примет в Свои объятия почившего Предстоятеля Церкви, неустанно трудившегося на ниве Христовой и полагавшего все силы ради блага Православия. Да сопричтет его Бог «к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, ... и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12.23). Всех архипастырей, клириков, монашествующих и мирян призываем вознести усердные молитвы о упокоении души усопшего Святейшего Патриарха Алексия во обителях вечных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Дату Поместного Собора Русской Православной Церкви, где будет избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси, предстоит определить Священному Синоду, заседание которого состоится в Москве 10 декабря сего года.
Патриархия.ru
Священный Синод Русской Православной Церкви избрал Патриаршим Местоблюстителем митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое прошло 6 декабря 2008 года в Патриаршей резиденции в Переделкино, состоялось избрание Патриаршего Местоблюстителя. Местоблюстителем Патриаршего Престола избран Высокопреосвященный митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Подписи под определениями Синода поставили: КИРИЛЛ, митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; ВЛАДИМИР, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, - председательствующий; ВЛАДИМИР, митрополит Киевский и всея Украины; ФИЛАРЕТ, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси; ЮВЕНАЛИЙ, митрополит Крутицкий и Коломенский; ВЛАДИМИР, митрополит Кишиневский и всея Молдовы; ВАЛЕНТИН, митрополит Оренбургский и Бузулукский; АЛЕКСАНДР, архиепископ Костромской и Галичский; ТИХОН, архиепископ Новосибирский и Бердский; ФЕОФИЛАКТ, епископ Брянский и Севский; СТЕФАН, епископ Туровский и Мозырский; КЛИМЕНТ, митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской Патриархии.
Служба коммуникации ОВЦС
На отпевание почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Храм Христа Спасителя прибыли делегации всех Поместных Православных Церквей.
9 декабря в Храме Христа Спасителя была совершена последняя перед отпеванием почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви заупокойная литургия. Ее совершил Местоблюститель Московского Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в сослужении членов Священного Синода и сонма архипастырей Московского Патриархата. Перед началом отпевания в соборный храм прибыли представители Поместных Православных Церквей. В делегацию Константинопольского Патриархата, возглавляемую Святейшим Патриархом Варфоломеем, входят митрополит Транупольский Герман, архиепископ Американский Димитрий. От Александрийского Патриархата на отпевании почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви прибыли митрополит Аксумский Петр, представитель Александрийского Патриарха при Московском Патриаршем Престоле епископ Киринский Афанасий; от Антиохийской Церкви – представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока в Москве епископ Филиппопольский Нифон, архимандрит Исаак (Баракат); от Иерусалимского Патриархата – митрополит Капитолиадский Исихий и архимандрит Стефан (Диспиракис). В делегацию Грузинской Церкви вошли Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия, митрополит Ахалцихский и Тао-Кларжетский Феодор, митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, архимандрит Давид (Чингараули), протоиерей Георгий Харазишвили. От Сербской Православной Церкви на отпевание Святейшего Патриарха Алексия прибыли председательствующий в Священном Синоде митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, архиепископ Охридский Иоанн, епископ Тузланский Василий, епископ Среднеевропейский Константин, епископ Бачский Ириней, епископ Валевский Милутин, епископ Моравичский Антоний, секретарь Кабинета Патриарха Сербского священник Небойша Тополич. Членами делегации Румынской Церкви, которую возглавляет Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, также являются митрополит Молдовы и Буковины Феофан, диакон Евгений Роготи. От Болгарской Православной Церкви в Храме Христа Спасителя присутствуют митрополит Видинский Дометиан, митрополит Варненский Кирилл, митрополит Ловчанский Гавриил, епископ Проватский Игнатий, от Кипрской Церкви – митрополит Пафосский Георгий, протоиерей Кириак Хрисанфу; от Элладской Церкви – Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, митрополит Закинфский Хризостом, митрополит Мантинийский Александр, архимандрит Прокопий (Петридис); от Албанской Церкви – Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополит Аполонийский Николай, от Польской Церкви – архиепископ Лодзинский и Познаньский Симон, протоиерей Александр Шеломов, от Православной Церкви Чешских земель и Словакии – Блаженнейший Митрополит Чешских Земель и Словакии Христофор, викарий Прешовской епархии епископ Комарнинский Тихон, представитель Православной Церкви в Чешских землях и Словакии при Московском Патриаршем Престоле протоиерей Алексий Ющенко; от Православной Церкви в Америке – архиепископ Оттавский и Канадский Серафим, Представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриаршем Престоле архимандрит Закхей (Вуд), протоиерей Леонид Кишковский. В Кафедральном соборе собрались и представители Автономных Православных Церквей: от Финляндской Церкви – Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев, епископ Йонесусский Арсений, диакон Юркки Хёркинен; от Японской Церкви – епископ Сендайский Серафим, протоиерей Иоанн Нагая. В Храм Христа Спасителя, в котором полтора года назад Святейший Патриархом Алексием и Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром был подписан Акт о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, ознаменовавший восстановление единства внутри Поместной Русской Православной Церкви, приехали митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, другие иерархи и клирики Зарубежной Церкви: архиепископ Берлинский и Германский Марк, епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, протоиерей Александр Лебедев, протоиерей Серафим Ган, диакон Евгений Каллаур. Отдать долг уважения и памяти почившему Предстоятелю Русской Православной Церкви прибыли представители инославных Церквей. От Римско-Католической Церкви в делегацию, в частности, вошли председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, почетный председатель Папского совета «Справедливость и мир» кардинал Роже Этчегерай, кардинал, почетный председатель Папского совета «Справедливость и мир», Представитель Святого Престола в Российской Федерации архиепископ Антонио Меннини, архиепископ Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве Паоло Пецци. Делегацию Армянской Апостольской Церкви возглавил Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II. Также в состав этой делегации, в частности, вошли архиепископ Нагорно-Карабахский Паргев, председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Езник. Проститься с новопреставленным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II прибыли представители Малаканской Церкви (Индия), Англиканской Церкви, Евангелической Церкви в Германии, Евангелической Церкви Норвегии, Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, Конференции европейских церквей, российских и зарубежных протестантских общин, представители других религий. Среди них — глава Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-ислам Паша-Заде, председатель Комиссии по сближению масхабов аятолла Али Тасхири, председатель фонда «Призыв к совести» раввин Артур Шнаер, главный раввин России А.С.Шаевич. Перед началом отпевания со словом к пришедшим проститься с почившим Предстоятелем Русской Православной Церкви обратился Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Служба коммуникации ОВЦС
АЛЕКСИЙ ВТОРОЙ
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Святейший Патриарх Алексий (в миру Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония) в глубоко верующей семье. Его, отец Михаил Александрович Ридигер († 1962), уроженец Санкт-Петербурга, обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии, в 1940 году окончил трехгодичные Богословские курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллиннской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха – Елена Иосифовна Писарева (†1959), уроженка Ревеля (Таллина). Ежегодно совершая паломничество в Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, родители брали с собой сына. В конце 1930-х годов родители вместе с сыном совершили две паломнические поездки в Свято-Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере, что во многом определило духовный жизненный путь будущего Патриарха. С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии – епископа Таллинского и Эстонского Исидора (†1949); с 1944 по 1947 год был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского; †1946), а затем и у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллине. В 1945 году иподиакону Алексию было поручено подготовить к открытию Александро-Невский собор города Таллина для возобновления в нем богослужений (собор в военное оккупационное время был закрыт). С мая 1945 по октябрь 1946 года он был алтарником и ризничим собора. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года – в Казанской церкви города Таллина. В 1947 году поступил в Санкт-Петербургскую (в то время –† Ленинградскую) Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. Будучи на первом курсе Санкт-Петербургской Духовной академии, Алексей Ридигер 15 апреля 1950 года был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года – в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия. 15 июля 1957 года отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского. 14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 года епископ Алексий возведен в сан архиепископа. С 22 декабря 1964 года архиепископ Алексий назначается управляющим делами Московской Патриархии и становится постоянным членом Священного синода. На посту управляющего делами он пробыл до 20 июля 1986года. 7 мая 1965 года архиепископ Алексий назначается председателем Учебного комитета. Освобожден от этой должности, согласно личной просьбе, 16 октября 1986 года. С 17 октября 1963 года по 1979 год архиепископ Алексий – член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 25 февраля 1968 года архиепископ Алексий возведен в сан митрополита. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот. 18 июня 1971 года во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Алексий удостоен права ношения второй панагии. Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968) и 60-летия (1978) восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; члена Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора; с 23 декабря 1980 года он – заместитель председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 года – богословской группы. 25 мая 1983 года назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской Православной Церкви. На этой должности пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время – Ленинградскую) кафедру. 29 июня 1986 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. 7 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви был избран на Московский Патриарший Престол. Интронизация состоялась 10июня 1990 года . Деятельность митрополита Алексия на международном поприще: в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961 – 1968); был президентом Всемирной конференции «Церковь и общество» (Женева, Швейцария, 1966); членом комиссии «Вера и устройство» ВСЦ (1964 – 1968). В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической Церкви в Германии «Арнольдсхайн-II» (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР «Загорск-V» (Троице-Сергиева Лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989). Более четверти века митрополит Алексий посвящал свои труды деятельности Конференции Европейских Церквей (КЕЦ). С 1964 года митрополит Алексий – один из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом. С 1971 года митрополит Алексий – вице-председатель Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. 26 марта 1987 года избран председателем Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. На VIII Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в 1979 году митрополит Алексий был основным докладчиком на тему «В силе Святого Духа – служить миру». С 1972 года митрополит Алексий – член Совместного комитета КЕЦ и Совета Епископских Конференций Европы (СЕКЕ) Римско-Католической Церкви. 15-21 мая 1989 года в Базеле, Швейцария, митрополит Алексий был сопредседателем I Европейской экуменической ассамблеи на тему «Мир и справедливость», организованной КЕЦ и СЕКЕ. В сентябре 1992 года, на Х Генеральной ассамблее КЕЦ, истек срок полномочий Патриарха Алексия II в качестве председателя КЕЦ. Его Святейшество выступил на II Европейской экуменической ассамблее в Граце (Австрия) в 1997 году. Митрополит Алексий был инициатором и председателем четырех семинаров Церквей Советского Союза – членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих сотрудничество с этой региональной христианской организацией. Семинары проходили в Успенском Пюхтицком женском монастыре в 1982, 1984, 1986 и 1989 годах. Митрополит Алексий принимал активное участие в работе международных и отечественных миротворческих общественных организаций. С 1963 года – член правления Советского фонда мира, участник учредительного собрания общества «Родина», на котором избран членом совета общества 15 декабря 1975 года; переизбирался 27 мая 1981 и 10 декабря 1987 года. 24 октября 1980 года на V Всесоюзной конференции Общества советско-индийской дружбы избран вице-президентом этого Общества. 11 марта 1989 года избран членом совета Фонда славянской письменности и славянских культур. Делегат Всемирной христианской конференции «Жизнь и мир» (20-24 апреля 1983 года, Упсала, Швеция). Избран на этой конференции одним из ее президентов. С 24 января 1990 года – член правления Советского фонда милосердия и здоровья; с 8 февраля 1990 года – член президиума Ленинградского фонда культуры. От Фонда милосердия и здоровья в 1989 году был избран народным депутатом СССР. В качестве сопредседателя входил в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). По инициативе и при участии Святейшего Патриарха Алексия II состоялась межконфессиональная конференция «Христианская вера и человеческая вражда» (Москва, 1994). Святейший Патриарх председательствовал на конференции Христианского межконфессионального консультативного комитета «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13. 8). «Христианство на пороге третьего тысячелетия» (1999); Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2000). Святейший Патриарх Алексий – почетный член Санкт-Петербургской и Московской Духовных академий, Критской православной академии (Греция); доктор богословия Санкт-Петербургской духовной академии (1984); доктор богословия honoris causa Богословской академии в Дебрецене Реформатской Церкви Венгрии и Богословского факультета Яна Коменского в Праге; доктор богословия honoris causa Генеральной семинарии Епископальной Церкви в США (1991); доктор богословия honoris causa Свято-Владимирской Духовной семинарии (академии) в США (1991); доктор богословия honoris causa Свято-Тихоновской Духовной семинарии в США (1991). В 1992 году избран действительным членом Российской академии образования. Доктор богословия honoris causa Университета «Аляска Пасифик» в городе Анкоридже, Аляска, США (1993). Лауреат Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени А.Е.Кулаковского «За выдающуюся подвижническую деятельность по консолидации народов Российской Федерации» (1993). В том же году Его Святейшеству было присвоено звание почетного профессора Омского государственного университета за выдающиеся заслуги в области культуры и образования. В 1993 году – звание почетного профессора Московского государственного университета за выдающиеся заслуги в деле духовного возрождения России. 1994 год: почетный доктор филологических наук Санкт-Петербургского университета (24 января); почетный доктор богословия Богословского факультета Сербской Православной Церкви в Белграде (15 мая). Почетный доктор богословия Тбилисской Духовной академии (Грузия, апрель 1996); обладатель золотой медали Кошицкого университета по факультету православного богословия (Словакия, май 1996); почетный член Международного фонда милосердия и здоровья; председатель Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. Был награжден высшей наградой Российской Федерации – орденом святого апостола Андрея Первозванного, орденом «За заслуги перед Отечеством», многими орденами Поместных Православных Церквей и государственными орденами разных стран, а также наградами общественных организаций. В 2000 году Святейшего Патриарха избрали почетным гражданином Москвы, он также являлся почетным гражданином Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, республики Мордовии, республики Калмыкии, Сергиева Посада, Дмитрова. Его Святейшество был удостоен национальных премий «Человек года», «Выдающиеся люди десятилетия (1990 – 2000), способствовавшие процветанию и прославлению России», «Российский национальный олимп» и почетного общественного титула «Человек-эпоха». Кроме того, Святейший Патриарх – лауреат международной премии «Совершенство. Благо. Слава», присуждаемой Российским биографическим институтом (2001 год), а также Главной премии «Лицо года», присуждаемой холдингом «Совершенно секретно» (2002). 24 мая 2004 года Святейшему Патриарху Алексию за выдающиеся заслуги в укреплении мира, дружбы и взаимопонимания между народами была вручена награда ООН «Поборник справедливости», а также орден Петра Великого (I степени) за номером 001. 31 марта 2005 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II была вручена общественная награда – орден «Золотая звезда за верность России». 18 июля 2005 года Святейшему Патриарху Алексию вручили юбилейный гражданский орден – Серебряная звезда «Общественное признание» №1 «за многотрудную и подвижническую деятельность по оказанию социальной и духовной поддержки ветеранам и участникам Великой Отечественной войны и в связи с 60-летием Великой Победы». Святейший Патриарх Алексий являлся председателем Патриаршей Синодальной Библейской комиссии, главным редактором «Православной энциклопедии» и председателем Наблюдательного и Церковно-научного советов по изданию «Православной энциклопедии», председателем Попечительского совета Российского благотворительного фонда примирения и согласия, возглавлял Попечительский совет Национального военного фонда. За годы своего служения он посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Святейший Патриарх Алексий возглавлял Архиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, неизменно председательствует на заседаниях Священного Синода. Как Патриарх Всероссийский он посетил 81 епархию, многие по несколько раз – всего более 120 поездок в епархии, целями которых, прежде всего, являлись пастырское попечение об отдаленных общинах, укрепление церковного единства и свидетельство Церкви в обществе. Большое внимание Святейший Патриарх Алексий уделял подготовке кадров священнослужителей для Русской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения. С этой целью по благословению Его Святейшества открываются Духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создаются структуры для развития религиозного образования и катехизации. В 1995 году устроение церковной жизни позволило подойти к воссозданию миссионерской структуры. Его Святейшество уделял большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью. При этом он убежденно придерживался принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В то же время он выражал убеждение, что душеспасительное служение Церкви и служение государства обществу требуют обоюдно свободного взаимодействия между церковными, государственными и общественными институтами. После многолетних гонений и ограничений Церкви была возвращена возможность проводить не только катехизаторскую, религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и осуществлять благотворительность по отношению к малоимущим и служение милосердия в больницах, домах престарелых и местах заключения. Пастырский подход Святейшего Патриарха Алексия способствовал снятию напряженности между учреждениями государственной системы сохранения памятников культуры и Церковью, вызываемой неоправданными опасениями, узко корпоративными или личными интересами. Его Святейшество подписал ряд совместных документов с Министерством культуры Российской Федерации и руководством отдельных музейных комплексов, находящихся на территории церковно-исторически и духовно значимых монастырей, которые разрешают названные проблемы и дают монастырям новую жизнь. Святейший Патриарх Алексий призывал к тесному сотрудничеству между представителями всех областей светской и церковной культуры. Он постоянно напоминал о необходимости возрождения нравственности и духовной культуры, преодоления искусственных преград между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией. Ряд подписанных Его Святейшеством совместных документов заложил основы для развития сотрудничества Церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II была создана стройная церковная система окормления военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. В ходе политических, социальных и экономических реформ Святейший Патриарх Алексий II постоянно напоминал о приоритете нравственных целей перед всеми иными, о преимуществе служения благу общества и конкретного человека в политической и экономической деятельности. Продолжая традицию христианского миротворческого служения, в период общественно-политического кризиса в России осенью 1993 года, чреватого угрозой гражданской войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял на себя миссию умирения политических страстей, пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны и посредничая на этих переговорах. Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака и так далее. За время Патриаршего служения нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви было образовано большое число новых епархий. Таким образом возникло множество центров духовного и церковно-административного руководства, расположенных ближе к приходам и содействующих оживлению церковной жизни в отдаленных регионах. Будучи правящим епископом города Москвы, Святейший Патриарх Алексий II уделял большое внимание возрождению и развитию внутриепархиальной и приходской жизни. Эти труды во многом стали моделью для устроения епархиальной и приходской жизни в других местах. Наряду с неустанным внутрицерковным устройством, в котором он постоянно призывал более активно и ответственно участвовать всех без исключения членов Церкви на подлинно соборных началах, Предстоятель Русской Православной Церкви уделял большое внимание вопросам братского взаимодействия всех Православных Церквей для совместного свидетельствования Истины Христовой миру. Сотрудничество между различными христианскими конфессиями ради нужд современного мира Святейший Патриарх Алексий считал христианским долгом и путем к исполнению Христовой заповеди о единстве. Мир и согласие в обществе, к которым неустанно призывал Патриарх Алексий, обязательно включают в себя благожелательное взаимопонимание и сотрудничество между приверженцами различных религий и мировоззрений.
http://www.mospat.ru