Газета Свете Тихий

ФРЕСКА - ДЫХАНИЕ ХРАМА. РАССКАЗ ПРАВОСЛАВНОГО ХУДОЖНИКА.

Опубликовано в газете "Свете тихий", №2 (17) 2004 Санкт-Петербург.

    Начнем с сопоставления фрески и иконы. Это очень важно. Дело в том, что икона у нас широко возрождается, она более распространена. Фреска все-таки менее известна, интерес к ней, кажется, не такой острый. Фреской занимаются сравнительно немногие.

     На первый взгляд, разница между иконой и фреской не так существенна, однако, на самом деле. есть важные различия. Икона — это образ, который, так сказать, вступает в общение с молящимся. Икона строится по своим законам изображения и она в общем-то автономна, т.е. не неизбежно привязана к тому или иному месту: храму, дому и пр. Для фрески это невозможно. Фреска в первую очередь связана с архитектурой. Искусство византийской и русской фрески и мозаики композиционно и тематически согласовано со зданием храма. Ведь сам храм имеет совершенно особые формы и образ фрески подчиняется в определенных отношениях этим формам.

    Ведь когда строили храм, очень долго выбирали место для него. Храм всегда стоит на особом месте. Кроме того, храм строили так, чтобы его архитектура наилучшим образом гармонировала с ландшафтом.

    Естественно, внутреннее пространство храма находится в согласии с его внешними формами. Архитектура храма всегда величественна или трогательно красива и в то же время практична, т.е. подчинена функциям храмовой жизни. Понятно, что если стены имеют, например, полукруглое завершение, то фреска будет композиционно, а может быть и тематически, решаться иначе, чем на стенах с прямыми сторонами.

   Можно, я думаю, даже сказать, что то, как изображались лики и фигуры в храме, было как-то связано с окружающей храм местностью. Такова целостность, гармоничность мировосприятия средневекового. человека. Для него не существовало вещи «вообще», как, например, какой-нибудь офисный стол или серийный автомобиль, который безразлично в чьи, руки попадет. Для него все и вся было взаимосвязано. Поэтому многое в решении фрески, в ее динамике было связано с окружающей средой, с историческими и бытовыми условиями, с характером людей, наполняющих храм...

   Надо сказать к тому же, что фреска, в отличие от иконы, не имеет задачи прямого контакта со зрителем. Но, с другой стороны, она создает у пришедшего в храм ощущение живого присутствия изображенного лица. Это подчеркивается и обратной перспективой изображения. И если вы попадаете в расписанный фресками или украшенный мозаиками храм, то вы уже попадаете на Небеса. Вы попадаете в пространство, где вверху видите образ Спасителя, далее - по нисходящей - святых апостолов, святых угодников Божиих и уже на уровне человека (может, чуть выше) изображаются местночтимые святые, то есть святые, подвизавшиеся в тех землях, где стоит храм. Это - земляки прихожанина, и они напоминают ему, что святость, Царствие Небесное - достижимы. Причем Небо в храме это не иллюзия, нет. Это своеобразное явление Небесного Царства, его таинственное проникновение в земной мир. Весь храм являет собою целостный образ этого Царства.

   И, конечно, сколько бы ни было икон, в храме- иконописное изображение достаточно локализовано. А в расписанной церкви мы, даже просто взглянув на стену, непременно встретим чей-либо взгляд из Царствия Небесного.

   Мы, в основном, привыкли молиться перед иконами, глядя на икону. не очень легко себе представить молитву перед фреской. Однако у фрески такой задачи и нет. Она является материальным и мистическим пространством храма, которое, безусловно, воздействует и на духовное и на физическое состояние человека, дает могучий импульс для молитвы, возводит человека в горний мир. Фреска - это как бы дыхание храма. Фреска, образно говоря, - это то, что поведали бы нам стены храма, умей они говорить. Во всяком случае, восточно-христианская византийская храмовая архитектура изначально предрасполагает к тому, чтобы стены были расписаны.

* * *

   Очень важное значение имеют краски, цветовое решение росписи. В наше интеллектуальное время имеется сильная тенденция к классификации, точным формулировкам. Так формируется и отношение к цвету. Какой-нибудь искусствовед, подойдя к фреске, иконе, скажет, например, что красный свет символизирует жизнь, кровь; зеленый - вечное возрождение и т.д. Не буду с этим спорить, однако полагаю, что язык фрески не может быть «расшифрован» словесно — это язык зрительных образов, у этого языка свой строй и свое богатство смыслов. Конечно, возможна цветовая метафора, но «переводить» ее в словесный ряд, мне кажется, не следует. Можно, наверное, сказать. что красный символизирует, допустим, кровь, но цвет имеет для каждого из нас столько значений, что попытка «заформулировать» ведет только к обеднению. Т.е. мы должны пытаться прямо понять язык изображения и цвета, а не переводить его в слова. Священное изображение это не символ, это - изображение самого первообраза.

   И тут создатель фресок должен всегда искать самое лучшее индивидуальное решение, исходя из архитектуры храма, традиций и проч. Конечно, решение это должно согласовываться с настоятелем храма, а, в случае нужды, и с архиереем.

* * *

   Мне довелось расписывать Успенский храм в Лезье-Сологубовке подо Мгой. Там место самого большого захоронения немецких солдат времен Великой Отечественной войны. Здесь решено было создать Парк мира. Немецкая сторона финансировала восстановление храма, благоустройство кладбища. Храм довольно большой... Архитектура выдержана в русском стиле.

   Работа по росписи этого храма была несколько необычной. Прежде всего потому, что купол храма, как правило, находится на барабане. И в куполе может изображаться либо Вознесение, либо Второе Пришествие Христа. Если изображается Вознесение, то вместе с Господом и ангелами изображаются также Богоматерь и святые апостолы. Ярусом ниже Изображаются пророки. Но поскольку барабана в этом храме нет, то по согласованию с о. настоятелем был избран сюжет Второго Пришествия, о чем гласит и надпись, выбранная настоятелем из Апокалипсиса. Еще одна проблема: было неясно, будет ли расписываться храм целиком. Очень часто заказчик просит расписать «вот только этот кусочек». Создавать автономное изображение - задача весьма сложная. С одной стороны, фреска должна быть заметной и отчетливой, а с другой — не должна «вываливаться» из стены, оказываться чуждым фрагментом храмового интерьера. Но, с Божьей помощью, мне это удалось. И, конечно, многое приходилось решать по ходу дела самому.

    Фреска все больше открывается по мере продвижения по храму, постепенно усиливая впечатление. Удалось скомпоновать фреску так, что с разных точек изображение воспринимается не искаженно.

   Что касается цветового решения, то купольная роспись должна быть легкой, она не должна «давить» на человека, стоящего под куполом. Поэтому и цвета выбирались соответственно этой задаче. Они подчеркивали как бы нематериальность изображенного. В качестве фона использовался лазурит, одежды ангелов и херувимов разделаны пробелами, что создает впечатление воздушности, легкости изображения. В центре купола - образ Христа Пантократора. Иконографическая композиция взята нами из новгородской росписи Феофана Грека...

* * *

    И, тем не менее, мне кажется, что фресковое искусство в России сейчас не на должном подъеме. Объясняется это. кроме всего прочего, еще и тем, что фреска требует очень высокого и разнопланового уровня профессиональной подготовки. И вот профессионалов-то, как раз, мало. А фресковое искусство, как наиболее, органично. связанное с храмовой архитектурой, имеет, глубокие корни именно в Русской православной культуре. Достаточно вспомнить такие имена как прп. Андрей Рублев, Дионисий.. Это истинно духовное,высочайшее искусство, и оно стоит того, - чтобы потрудиться над его возрождением. И востребованность, как я вижу, растет, храмы строятся и их все чаще стремятся украсить фресками. Это радостно...

Художник-иконописец Филипп Давыдов


Copyright © 2008. Приход Святаго Благоверного князя Александра Невского